Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста Соловушка

1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка………………………………………………3
1.2 Цель и задачи……………………………………………………….4
1.3 Принципы и подходы к формированию программы……………..5
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей………………5
1.5 Планируемые результаты…………………………………………...5
2.Содержательный раздел……………………………………………..6
2.1 Описание образовательной деятельности………………………….6
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………7
3.Организационный раздел …………………………………………...7
3.1 Организация деятельности…………………………………………..7
3.2. Тематический план …………………………………………………..8
3.3 Перспективное планирование………………………………………10
3.4 Материально-техническое обеспечение программы………………15
3.5 Методическое обеспечение………………………………………….15

2

1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Программа кружка «Соловушка» реализуется в рамках художественно-эстетического
направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей певческих
навыков средствами различных техник вокала и исполнительского мастерства.
Актуальность, педагогическая целостность данной программы состоит в том, что
пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим
потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению
успешно развиваются: слух, (тембровый и динамический) музыкальное мышление и память.
Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические
функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь; ребенок учится
взаимодействовать со сверстниками.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных
систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы
голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и
с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке
певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по
вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы,
играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается
дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно.

3

1.2 Цель и задачи программы:
Цель: формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
Образовательные:
-углубить знания детей в области музыки.
-развить у детей музыкально - слуховые способности.
Воспитательные:
-привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-привить навыки сценического поведения;
Развивающие:
-развить музыкально-эстетический вкус;
-развить музыкальные способности детей;
Коррекционные:
-создать условия для пополнения словарного запаса;
-стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
-развивать координацию при выполнении основных движений пальцев рук и
артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения;
-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность самовыражения в процессе
музыкальной деятельности.

4

1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предусматривает ориентацию
содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно–нравственное, физическое и
психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.
Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания
занятий. При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная
область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со следующими
образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и
детьми, формирование умений и навыков в продуктивной деятельности.
«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, игры во время
вокализации, импровизация музыкальных композиций.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей детей.

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период
приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается
познавательный интерес детей и любознательность.
Формирование личности.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает
объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается
содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных
видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и
личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность,
трудолюбие и др.).
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться певческий аппарат гортанипоявляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные
возможности. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие
интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.
Налаживается вокально-слуховая координация. Все более чистым становится интонирование
мелодии голосом. Дети на 5-6-м году жизни могут воспроизвести с аккомпанементом общее
направление движения мелодии, чисто интонируют ее отдельные отрезки.

1.5 Планируемые результаты
По итогам реализации программы дети смогут:
овладеть навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь
хором
и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном
движении вверх и вниз.
-усвоить ритмический рисунок, движение мелодии, петь слаженно.
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности с помощью педагога.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком
применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в
самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации программы будут проходить в форме концерта.
5

2.Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания
певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с
природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать,
интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих
условий:
игровой характер деятельности;
активная концертная деятельность детей;
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь
не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
-атрибуты (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (муз. центр, нетбук, микрофон, флеш носители с
записями музыкального материала)
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное
значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет
значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при
пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в
разном ритме и темпе.
К слуховым навыкам можно отнести:
слуховой самоконтроль;
слуховое внимание;
представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое
содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки,
песни). Он достигается:
выразительностью мимики лица;
выражением глаз;
выразительностью движения и жестов;
тембровой окраской голоса:
динамическими оттенками и особенностью фразировки;
наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок осваивает следующую технику распределения дыхания,
которая состоит из трех этапов:
короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в
целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и
мышечная нагрузка.
6

2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Целью работы с семьями воспитанников является поддержка стремления родителей
развивать певческую деятельность детей в ДОУ и дома
Основные задачи:
информирование друг друга о возможностях художественно-эстетического развития
детей в условиях детского сада и семьи;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в группе, ДОУ;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

3.Организационный отдел
3.1. Организация деятельности
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 5 до 6 лет).
Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня
продолжительностью 20 минут. Общее количество занятий в соответствии с нормативной
документацией составляет 72 ч.

7

3.2. Тематический план
Тема
Сентябрь
Познакомить с дыханием во время пения.
Пение –
упражнение для развития слуха и голоса.
Познакомить
с
правильной
певческой
установкой

цели

Декабрь
Работа над дикцией.
Разучивание песен

Чѐтко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат
Петь легко, без форсирования, с четкой
дикцией.
Выполнять паузы, точно
передавать ритмический рисунок, делать
логические ударения в соответствии с
текстом песен.
Развивать умение
детей ощущать и
передавать интонацию в пении упражнений.

Развивать умение правильно дышать
время пения.

во

Закрепить
умение
детей
слышать
поступенное движение
мелодии вверх и вниз.
Разбор упражнений для развития слуха и Развивать умение
детей петь легким,
голоса.
естественным голосом.
Октябрь
Знакомство с песней
Работать над мелодической линией песни, с
показом рукой направление движения,
выучить слова.
Разбор песен
Работать над правильным звуковедением,
дыханием в
середине фразы.
Работа над упражнениями развития слуха и Закрепить выученные упражнения.
голоса
Ноябрь
Закрепить
работу
над
правильным
Закрепление песен.
дыханием,
выразительным исполнением песни.
Работа над упражнениями развития слуха и Работать над правильным звуковедением,
голоса.
дыханием в середине фразы.
Разучивание песни
Петь легко, без форсирования.
Работа над песней
Закрепить
работу
над
правильным
звуковедением, дыханием в середине фразы

Январь
Выразительность в пении.
Разучивание песен-попевок.
Работа с упражнениями для развития слуха и Развивать умение детей соотносить своѐ
голоса.
пение с показом рук, добиваясь при этом
Творческие задания
осмысленного, эстетичного, выразительного
8

и разнообразного музыкального действия
Закрепить
навыки
хорового
и
индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
Развивать умение
детей работать с
микрофоном
Проработать трудные ритмические места с
хлопками, маракасами, бубнами. Закрепить
ранее выученный материал.
Работать над мелодической линией песни,
показать рукой
направление движения, выучить слова.

Разучивание песен

Февраль
Сценическая культура исполнения песен.
Разучивание новой песни
Творческие импровизации.
Знакомство с песней

Март
Упражнение для развития слуха и голоса

Работать над умением детей различать
высокие и низкие звуки, упражнять в
чистом пропевании поступенных и
скачкообразных движений.
Работать над дикцией и выразительным
исполнением.
Закрепить умение петь в унисон, а капелла,
используя движения рук.
Развивать творческую активность каждого
ребенка , инициативу, самостоятельность в
поисках нужной певческой интонации
Развивать умение детей петь легко, без
форсирования, с четкой
дикцией.
Развивать умение выполнять паузы, точно
передавать ритмический
рисунок, делать логические ударения в
соответствии стекстом песен.
Работать над выразительным исполнением
песен.
Работать над звуковедением, дыханием,
артикуляцией, четкой дикцией.
Закрепить ранее выученные песни.
Закрепить вокальные навыки детей.

Разучивание новой песни.
Сольное исполнение песни.
Апрель
Творческие импровизации.
Разбор новой песни

Закрепление певческих навыков.

Май
Подготовка к празднику «День Победы»
Закрепление певческих навыков.
Подготовка к празднику «День защиты детей»
Итоговое занятие.

9

3.3 Перспективное планирование
Сентябрь
Содержание работы
1.Упражнения на дыхание

2.Артикуляционная
гимнастика

3. Игровое распевание

4.Пение

Октябрь
Содержание работы
1Упражнение на дыхание

2.Артикуляционная
гимнастика

3.Игровое распевание
4. Пение

Задачи

Музыкальный материал

Развивать
умение «Осы»
управлять
мускулатурой Ребята вращают перед грудью
дыхательных мышц.
указательными пальцами и на
выдохе
продолжительно
произносят: «З-з-з…»
«Ветер»
Укреплять
мягкое небо «Поезд»
расслаблять дыхательные Дети
становятся
в
ряд,
мышцы.
изображая
поезд.
Поезд
медленно трогается «пх-пх», все
быстрее и быстрее, потом
останавливается.
Развивать
музыкальную «Карабас Барабас и куклы»
память,
внимание. А.Евтодьева
Совершенствовать
звуковысотный слух
Петь
естественным «Осенняя
голосом, без напряжения, Н.Куликова
правильно брать дыхание
между
музыкальными
фразами и перед началом
пения
Задачи
Развивать
выдох

шуточная»

Музыкальный материал
длительный «Шарик»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!...
Поднять руки вверх – вдох,
медленно опускать вниз –
длительный
выдох
с
произнесением звука «Ш-шш..»
Укрепление гортани.
«Вечер»
Работа над дикцией.
Все стихло, но слышно как
стрекочет кузнечик «тр-тр-тр»,
кричит
филин
«у-у-у-у»,
кукушка «ку-ку».
Развивать
чистое «Кот и мышка» А.Евтодьева
интонирование
Петь
выразительно, «Модница Осень» М.Басовой
эмоционально. Работать над
чистотой интонирования.
10

Ноябрь
Содержание работы
1.Упражнение на дыхание

Задачи
Формировать
более
прочный навык дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы,

2.Артикуляционная
гимнастика

Совершенствовать дикцию
детей
посредством
тренировки подвижности и
точности движений языка и
губ

3.Игровое распевание

Развивать эмоциональность,
петь по ролям

4.Пение

Петь выразительно, в темпе,
начинать после вступления
всем вместе.
Вызвать
желание
участвовать в концертной
деятельности

5.Концертная деятельность

Декабрь
Содержание работы
1.Упражнение на дыхание

Задачи
Подготовить речевой аппарат к
дыхательным
и
звуковым
играм. Развивать дикцию и
артикуляцию

Музыкальный материал
«Дятел»
Дети на выдохе произносят
как можно дольше «д-дд…», ударяя кулачками друг
о друга.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево
тик,
Вправо
так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот
широко
раскрыть. Язык медленно
горизонтально передвигать
из стороны в сторону,
тянуть язык к уголкам рта.
Поочередно
менять
положение языка 4 – 6 раз.
«Медвежонок и пчела»
А.Евтодьева
«Приглашаем в наш
сад » И.Якушкиной
Выступление для детей
младшей группы
«Посмотрите-ка на нас!»
Музыкальный материал
«Дед Мороз»
Как подул ДедМороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на
ниточках и долго дуют на
них, наблюдая за кружением
снежинок.
Работа с губами: (покусать
зубами верхнюю и нижнюю
губу).
Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».
«Стрекоза и рыбка»
А.Евтодьева

2.Артикуляционная
гимнастика

Подготовить речевой аппарат к
дыхательным
и
звуковым
играм. Развивать дикцию и
артикуляцию.

3.Игровое распевание

Продолжать развивать дикцию,
артикуляцию, дыхание.

4.Пение

Петь выразительно, в характере А.Ермолов «Зимняя сказка»
песни. Формировать умение
петь и двигаться одновременно.
11

Январь
Содержание работы
1.Упражнение на дыхание

2Артикуляционная
гимнастика.

3.Игровое распевание
4. Пение

Февраль
Содержание работы
1.Упражнение на дыхание

2.Артикуляционная
гимнастика

Задачи
Продолжать
формировать
более
прочный
навык
дыхания,
укреплять
дыхательные мышцы.
Подготовить
речевой
аппарат к дыхательным и
звуковым играм. Развивать
дикцию и артикуляцию.

Музыкальный материал
«Мышка принюхивается»

Гудок парохода.
Набрать воздух через нос,
задержать на 1—2 с и
выдохнуть через рот со
звуком у-у-у, сложив губы
трубочкой.
в «Лягушка и муравей»
по А.Евтодьева

Упражнять
детей
различении
звуков
высоте
Петь
выразительно,
не «Сами с усами» Н.Анисимов
выкрикивая,
слушать
вступление.
Задачи
Правильно
дыхание,
мышцы
развивать
слух.

Музыкальный репертуар
распределять «Паровоз» - Короткий вдох,
расслаблять долгий выдох;
диафрагмы, «Машина»- вибрация губ.
динамический «Самолёт»- на звук «У»
(протяжно,
на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос)
Развивать певческий голос, Пропевание
лечебных
способствовать
звуков – Ж,Ш,З,С,В, Н,М(по
правильному
М.Лазареву)
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

3.Игровое распевание

Развивать
мелодический «Снежная
слух, чувство лада
А.Евтодьева

4.Пение

Побуждать детей к активной Деда- непоседа» Т.Боковой
вокальной деятельности.
Закреплять умение петь в
унисон,
а
капелла,
пропевать звуки, используя
движения рук.

5. Концертная деятельность

Поддерживать
стремлении
перед публикой

Март
Содержание работы

Задачи

королева»

детей
в Концерт для детей младшей
выступать группы «Мы маленькие
звездочки!»

Музыкальный материал
12

1. Упражнение на дыхание

Активизировать
работу «Воздушный
шар»
диафрагмы и равномерного М.Картушиной,
вдоха и выдоха.
«Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в
щепоть, подносят их ко рту
и,
сделав
носом
энергичный вдох, дуют на
пальцы
короткими
активными
выдохами,
энергично
работая
мышцами живота.

2.
Артикуляционная Способствовать правильному Упражнение
гимнастика
звукообразованию, охране и «Обезьянки».
укреплению здоровья детей.
3.Игровое распевание

Расширять диапазон детского «Машенька и
голоса ;точно попадать на А.Евтодьева
первый звук..
Связывать звуки в «легато».

4.Пение

Продолжать развивать умение «Весенняя
песня
для
у детей петь под фонограмму мамы» Т.Кожуховской
и с микрофоном.
Формировать
сценическую
культуру (культуру речи и
движения).

Апрель
Содержание работы
1. Упражнение
дыхание

2.Артикуляционная
гимнастика

Задачи
на Формировать
более
прочный навык дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы.

медведь»

Музыкальный материал
«Аромат цветов»
Дети через нос делают
спокойный
вдох,
задерживают дыхание и
продолжительно выдыхают,
произносят «А – ах!»
В апреле, в апреле луга
запестрели.
С
прогулки
букеты
приносим в апреле.
Крапивы немного домой
притащи –
Пусть
бабушка
сварит
зеленые щи.
Подготовить
речевой Трактор
аппарат к работе над Энергично произносить д-т,
развитием голоса.
д-т, меняя
громкость
и
13

3. Игровое распевание
4.Пение

длительность
(укрепляем
мышцы языка).
Развивать
дикцию, «Волк и Красная шапочка»
артикуляцию, дыхание
А.Евтодьева
Закреплять
певческие «Манная каша» А.Абелян
навыки. Усиливать интерес
к певческой деятельности

Май
1.Выступление перед детьми младших групп
« Песни весело поем!»
2.Выступление на родительском собрании с концертными номерами

14

3.4. Материально-техническое обеспечение программы
-демонстрационная доска-проектор;
-дидактический материал;
-репродукции картин;
-видеоматериал по музыкальному искусству мира;
-атрибуты для занятий (шумовые инструменты);
-звукозаписывающая аппаратура, музыкальный центр;
-музыкальные носители: флеш-накопители;
-компьютер, проектор; Фортепиано, синтезатор;

3.3. Методическое обеспечение программы
1.Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
2.Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
3.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
4.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
5.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.
6.Учим
петь система
упражнений для развития
музыкального
слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
7.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т.
М. Орлова С. 8.И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
9.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Т. М. Орлова С.
И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».