Общие положения
1.1. Настоящее Положение о планировании образовательного процесса в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 19 «Чебурашка» комбинированного вида (далее – Положение)
разработано соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №
273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
далее (ФГОС ДО), утверждённым приказом Министерства образования и
науки России от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
1.2. Данное Положение устанавливает требования к видам, форме и
содержанию
планов
воспитательно-образовательного
процесса
педагогических работников в «Детский сад № 19 «Чебурашка» по реализации
Основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП
ДО).
1.3. Планы воспитательно-образовательной работы специалистов и педагогов
по работе с детьми в группах раннего и дошкольного возраста являются
обязательными документами, разрабатываются и реализуются педагогами
самостоятельно с учетом требований данного Положения.
1.4. Срок действия настоящего Положения неограничен. Положениевступает
в силу с момента его подписания и действует до принятия нового.
2. Цели и задачи планирования.
2.1. Цель:
Обеспечение выполнения ООП ДО «Детский сад № 19 «Чебурашка» всеми
возрастными группами с учетом интересов и потребностей воспитанников для
достижения положительных результатов в образовательном процессе.
2.2. Задачи:
обеспечить единый подход к планированию образовательного
процесса в «Детский сад № 19 «Чебурашка»;
способствовать регулярной и систематической организации
воспитательно-образовательной работы с воспитанниками;
учитывать индивидуальные особенности воспитанников по
результатампедагогического наблюдения;
осуществлять взаимодействие между специалистами и педагогами
группраннего возраста и дошкольного возраста;
создавать условия в РППС и образовательном пространстве в
соответствиис запланированной деятельностью по теме работы с детьми.
3. Принципы планирования.
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие
каждого ребенка;
1.
- принцип гибкого планирования;
- принцип полноты и достаточности;
- принцип научной обоснованности и практической применяемости;
- принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и
задач;
- принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава
группы, развития детей;
- принцип
комплексно-тематического
построения
воспитательнообразовательного процесса;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип участия детей: учета интересов детей, востребованности детских
инициатив и их активного участия в планировании образовательной
деятельности;
- принцип вовлечения родителей в планирование образовательной
деятельности в группе.
4. Виды планирования.
4.1. Планирование воспитательно-образовательного процесса по реализации
ООП ДО «Детский сад № 19 «Чебурашка» включает в себя следующие виды
планов:
4.1.1. Для педагогов групп раннего и дошкольного возраста:
- комплексно-тематическое планирование;
- перспективное планирование.
4.1.2. Для специалистов:
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре:
- календарный план;
- перспективный план.
4.1.3. Педагог-психолог:
- годовой план;
- календарный план.
5. Требования к планированию образовательной деятельности
педагогами групп раннего и дошкольного возраста.
5.1. При
планировании
воспитательно-образовательной
работы
с
воспитанниками детского сада необходимо учитывать:
- уровень развития ребенка;
- группу здоровья детей (индивидуальный подход к детям со второй и третьей
группы здоровья);
- интересы и склонности.
5.2. Планы составляются совместно двумя сменными педагогами каждой
возрастной группы. План может корректироваться и уточняться в процессе его
реализации с учетом инициатив детей и взрослых.
5.3. При планировании работы учитываются следующие моменты:
- тема выбирается совместно с детьми;
- все формы организации образовательной работы соответствуют выбранной
теме;
- родители знакомятся и подключаются к совместной детско-взрослой
деятельности через разные формы взаимодействия;
- каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия
(выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра,
спектакль и т.д.).
5.4. Комплексно-тематическое планированиепедагогов групп раннего и
дошкольного возраста должны включать три этапа:
1 этап - план-модель трех вопросов. Форма плана представлена в
Приложение №1;
2 этап- план-паутинка: центры активной деятельности детей. Форма плана
представлена в Приложение № 2;
3 этап - календарный план педагога. Форма плана представлена в
Приложение № 3;
Перспективное планирование педагогов групп раннего и дошкольного
возраста включает:
-реперное планирование. Форма плана представлена в Приложение № 4;
- план работы с родителями на год. Форма плана представлена в Приложение
№ 5.
5.3. Содержание этапов комплексно-тематического планирования педагогов
групп раннего и дошкольного возраста включает:
5.3.1. План-модель трех вопросов:
- наименование образовательной темы;
- предварительные знания детей по теме («Что мы знаем»);
- круг интересов детей («Что хотим узнать»);
- инициативы детей по содержанию образовательной деятельности («Как
мыэто будем делать»);
5.3.2. План-паутинка:
- распределение инициатив детей по центрам детских интересов с
описаниемвидов деятельности (план-паутинка);
5.3.3.Календарный план включает в себя:
- образовательные задачи, решаемые в ходе реализации темы.
Образовательные задачи охватывают все образовательные области:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- формы, методы и приемы работы с детьми по реализации образовательных
задач;
- перечень оборудования и изменения в РППС группы (выставки,
наполнениеигровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.);
- вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения
иразвития детей в рамках тематической недели;
все
виды деятельности, включая образовательную деятельность на
прогулке и занятиях у специалистов дошкольного учреждения.
5.4. При планировании реализации образовательной темы педагогами групп
раннего и дошкольного возраста необходимо учитывать:
- учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей;
- вариативность методов и форм обучения с преобладанием интерактивных;
- рациональное содержание двигательной активности, основанное на
оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
- обучение в малых группах (центрах активности);
- положительная мотивация к познавательной деятельности;
- партнерское взаимодействие педагога с детьми и т.д.
5.5.
Выбор содержания образовательной деятельности определяется:
- на основе педагогического наблюдения за воспитанниками своей группы;
- целевыми ориентирами;
- темами реперного планирования;
- включением различных
видов деятельности
с
учетом
возможностей,интересов, потребностей самих воспитанников;
- организацией индивидуальных и коллективных видов деятельности;
-реализацией права выбора воспитанниками содержания, средств, форм
самовыражения, партнеров по деятельности.5.8.Календарный план педагогов
предусматривает планирование всех видов деятельности детей и
соответствующих форм их организации. Форма его является гибкой,
свободной по структуре, что обеспечивает отражение инициатив детей и
взрослых.
5.9.
При планировании работы в Плане-паутинке учитываются
цветовые обозначения:
- зелёный цвет - предложения детей;
- синий цвет - предложения педагогов;
- красный цвет - предложения специалистов;
- черный цвет - предложения родителей.
5.10. Сроки написания планов педагогов групп раннего и дошкольного
возраста:
- план-модель трех вопросов – 1-2 дня;
- план-паутинка – в течение реализации темы;
- календарный план – в течение реализации темы;
- реперное планирование – сентябрь;
- плана работы с родителями – сентябрь.
6. Требования к планированию образовательной деятельности
специалистами.
6.1. Планирование работы по музыкальному воспитанию разрабатывается
музыкальным руководителем на каждую возрастную группу общеразвивающей
направленности в соответствии с ООП ДО «Детский сад № 19 «Чебурашка».
Перспективный план по музыкальному воспитанию разрабатывается на
каждую возрастную группу
общеразвивающей направленности на
календарный (группу раннего возраста с 1 до 2 лет, группу раннего возрастас
2 до 3 лет, младшую группу для детей 3-4 лет, среднюю группу для детей 4-5
лет, на старшую группу для детей 5-6 лет, подготовительную группу для детей
6-7 лет) и компенсирующей направленности на (среднюю группу для детей 4-5
лет, старшую группу для детей 5-6 лет)
Форма перспективного плана представлена в Приложении № 6.
6.1.1. Перспективный план включает в себя:
- виды музыкальной деятельности (слушание, пение, работа над развитием
чувства ритма)
- задачи реализации содержания образовательной деятельности в соответствии
с возрастом воспитанников;
- музыкальный репертуар;
- музыкальную среду развития (на занятиях, в группе, в семье);
- пальчиковые игры.
6.2. Календарный план музыкального руководителя разрабатывается с учетом
темы недели или проекта, выбранной совместно с детьми и воспитателем
группы.
Календарный план включает:
- дату (месяц)
- возрастную группу;
-виды музыкальной деятельности (восприятие музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, музыкальная игра, игра на детских
музыкальных инструментах);
- образовательные задачи;
- репертуар;
- мотивацию;
- методические приемы;
- индивидуальную работу;
- литература, методические пособия.
Форма календарного плана представлена в Приложении № 7.
6.3. Сроки написания календарного плана гибкие, так как зависят от времени
реализации темы на группах.
6.4. Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана
определяется:
- перспективным планом по музыкальному воспитанию;
- темой недели в каждой возрастной группе;
- темами реперного планирования.
6.5. Планирование работы по физическому воспитанию разрабатывается
инструктором по физическому воспитанию на каждую возрастную группу
общеразвивающей направленности в соответствии с ООП ДО «Детский сад
№ 19 «Чебурашка». Перспективный план разрабатывается на календарный год
на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности (младшую
группу для детей 3-4 лет, среднюю группу для детей 4-5 лет, на старшую
группу для детей 5-6 лет, подготовительную группу для детей 6-7 лет) и
компенсирующей направленности на (среднюю группу для детей 4-5 лет,
старшую группу для детей 5-6 лет).
6.6. Перспективный план включает в себя:
- цели и задачи реализации содержания образовательной деятельности в
соответствии с возрастом воспитанников;
- все виды физического воспитания.
Форма перспективного плана представлена в Приложение № 8;
6.7. Календарный план инструктора по физической культуре разрабатывается
на каждую возрастную группу общеразвивающей и компенсирующей
направленности с учетом темы недели или проекта по согласованию с
воспитателями групп.
Календарный план включает:
- дату,
- тему недели,
- мотивацию,
- все части занятия (вводную часть занятия, общеразвивающие упражнения
(ОРУ), основные виды движений (ОВД), заключительная часть),
- коммуникативные игры,
- индивидуальную работу,
-итоговое мероприятие по теме недели. Форма календарного плана
представлена в Приложение № 9;
Сроки написания календарных планов гибкие и учитывают срокиреализации
темы или проекта на группе.
Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана
закрепляется:
- перспективным планом по физическому воспитанию
- темой недели в каждой возрастной группе,
- темами реперного планирования.
Планирование работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с
ООП ДО:
6.7.1. Годовой план разрабатывается на каждую возрастную группу.
Формагодового плана представлена в Приложении № 10
6.7.2. Календарный план пишется 3 видов:
- диагностическая работа;
- групповая коррекционно-развивающая работа;
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа.
Форма календарных планов представлена в Приложении № 11.
6.7.3. Календарные планы разрабатывается ежемесячно на каждую
возрастную группу в соответствии с годовым планом работы, с учетом
результатов диагностического обследования детей, запросов педагогов и
родителей воспитанников.
6.7.4. В планах фиксируются сведения о посещаемости детей на занятиях с
целью осуществления контроля и организации индивидуальной работы с
воспитанниками.
Организация
работы
по
планированию
образовательной
деятельности
7.1. Планирование осуществляется как проекция образовательной темы,
выбранной с детьми на Детском совете, на разные виды детской активности
(«проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании и т.д.) и
возможность их выбора самим ребенком. Важной составляющейпланирования
является организация развивающей предметно- пространственной среды,
которая осуществляется в зависимости от образовательных задач и с учетом
потребностей детей.
7.2. Весь образовательный процесс строится на основе баланса специально
организованной образовательной, свободной самостоятельной деятельности
детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
Образовательная деятельность реализуется в течение дня в центрах детских
интересов малыми группами, индивидуальными занятиями с педагогом и в
самостоятельной деятельности детей.
7.3. Планы, составляемые совместно с детьми, специалистами и родителями
являются открытыми в течение реализации темы, в них могут вноситься
дополнения, изменения.
8. Открытость планирования для родителей
8.1. Родители воспитанников имеют право вносить свои предложения и
выдвигать инициативы непосредственно в планы.
8.2. В приемной на специальном стенде размещаются для ознакомления и
инициатив родителей план-модель трех вопросов, план-паутинка: центры
детских интересов.
9. Отчетность и контроль
9.1. Данное Положение является обязательным для выполнения всеми
педагогическими работниками Учреждения.
9.2. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как
неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником
своих обязанностей, и несут ответственность в порядке и в случаях, которые
установлены Федеральными законами.
9.3.Все виды планов хранятся в группе в течение года (учитывается
списочный состав группы).
9.4. Контроль за планированием осуществляется старшим воспитателем:
- 1 раз в месяц у педагогов дошкольных групп и групп раннего возраста,
- 1 раз в квартал у специалистов.
7.
Приложение 1
Форма плана-модели трех вопросов
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Как мы это будем делать?
Приложение 2
Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (ранний возраст)
Центр сенсорики
Центр творчества
Центр конструирования
и экспериментирования
Социум
(Гость группы, прогулка)
Тема проекта
Центр развития речи
Центр игры, музыки и театра
Двигательная активность
Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (младший и средний возраст)
Центр математики
Центр
экспериментирования
Центр игры
Центр развития речи
Центр творчества
Тема проекта
Центр двигательной
активности
(физкультурный зал)
Центр музыки и театра
(музыкальный зал)
Центр конструирования
Социум
(Гость группы, прогулка)
Библиотека
Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (старший и подготовительный возраст)
Центр математики
Центр науки
и экспериментирования
Центр игры
Центр развития речи
Центр творчества
Тема проекта
Центр двигательной
активности
(физкультурный зал)
Центр музыки и театра
(музыкальный зал)
Центр конструирования
Социум
(Гость группы, прогулка)
Центр мультипликации
Форма календарного плана образовательной деятельности в
Тема недели «
Образовательные
области
Образовательные задачи
Познавательное развитие
1.
2.
Речевое развитие
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Социальнокоммуникативное развитие
Художественноэстетическое развитие
Физическое развитие
Дни
недели
11.
12.
Деятельность детей в центрах детских
интересов
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Итоговое мероприятие:
группе «
» (дата)
Приложение 3
»
РППС
Образовательный ресурс
Семья
Сетевое окружение
Приложение 4
№
1.
2.
3.
4.
5.
.
Примерное Реперное планирование.
Месяц
Тема
№
Месяц
Тема
Сентябрь Тематический день «1 сентября - день
6.
Февраль Я и моя семья
знаний»
«Осень в гости к нам пришла!» праздник
День защитников Отечества
Мой любимый детский сад
8 марта
7.
Март
Театр – творчество - дети
Октябрь Концерт в соц. Защите к Дню пожилых людей
Азбука безопасности
8.
Апрель Азбука здоровья
Ноябрь День народного единства»
Весна в моем городе
Декабрь
Январь
Я вырасту здоровым
Путешествие по родному городу
Зима в моем городе
Новый год. Мастерская Деда Мороза
Народная культура и традиции
Природа родного края зимой
9.
Май
10.
Июнь
11.
Июль
12.
Август
Мы – правнуки Победы
Путешествие в весенний лес
Тематический день «1 июня – день
защиты детей»
Лето в моем городе
Тематический день «Я живу в России»
Я здоровье берегу, со спортом я дружу
Волшебница-вода
Песочные фантазии
Мир полон сказок и чудес
Дорожная азбука
Витаминный калейдоскоп
Олимпийское движение
Тематический день «День
Государственного флага Российской
Федерации»
Приложение 5
Форма перспективного плана взаимодействия с родителями
на
учебный год
(
группа)
Месяц
Совместные мероприятия
Стендовые консультации
Советы специалистов
Индивидуальные консультации
Приложение 6
Фома перспективного плана
по музыкальному воспитанию дошкольников
Виды музыкальной деятельности детей:
- слушание (восприятие музыки);
- пение (исполнительство);
- работа над развитием чувства ритма (музицирование);
- выразительные движения.
Месяц
Задачи
Репертуар
Музыкальная среда развития
На занятиях
В группе
В семье
Раздел «Пальчиковая гимнастика»
Месяц
Текст игры
Движения
Приложение 7
Форма календарного плана по музыкальному воспитанию.
ГРУППА
МЕСЯЦ
Виды
музыкальной
деятельности
Восприятие
музыкальных
произведений
Пение
Музыкально –
ритмические
движения
Музыкальная
игра, хоровод
Игра на детских
музыкальных
инструментах
Образовательные
задачи
Репертуар
Тема недели:
Мотивация
Методические
приемы
Индивидуальная
работа
Литература,
методические
пособия
Приложение 8.
Форма перспективного плана
по физическому воспитанию дошкольников
Образовательная область «Физическое развитие»
Группа
Месяц
№ п/п
Тема
недели
Задачи
Построение и перестроение:
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Работа с
педагогами
Работа с
родителями
ОРУ
1 занятие
ОВД
2 занятие
ОВД
Подвижные игры
ОВД на улице
Вводная часть
(построение,
перестроение, виды
ходьбы, бега,
коорекционные
упражнения, прыжки)
Группа:
Дата:
Тема недели:
Мотивация
ОРУ
Подвижные игры
Коммуникативные
игры
Заключительная часть
(игры малой
подвижности, релакс,
дыхательная
гимнастика, массажи,
самомассаж
Форма календарного плана по физическому развитию.
ОВД
Индивидуальная
работа
Приложение 9.
Заключительное
мероприятия по теме н
Приложение 10
ФОРМА ГОДОВОГО ПЛАНА
ЦЕЛЬ:
ЗАДАЧИ:
1. Диагностика.
Цель
группа
Сроки исполнения
Выход результатов
группа
Сроки исполнения
Предполагаемый результат
2. Развивающая и коррекционная работа
Цель
3. Консультирование
С кем
Формы работы
Тема
Сроки исполнения
4. Просвещение
С кем
Формы работы
Тема
Сроки исполнения
5. Организационно – методическая работа
№
Вид деятельности
Сроки исполнения
Приложение 11.
№
Дата
Название группы
Характер
Обследованные
или Ф.И.О.
диагностики
Категория
Кол-во час.
Форма КАЛЕНДАРНЫХ ПЛАНОВ
1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Кол-во
2. ГРУППОВАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
месяц
Программа (название)_
Форма
работы
–
указать)
тренинг,
деловая
игра,
групповое
занятие
или
другое
(нужное
Цель работы (с указанием причины)
Наименование/
код группы и ее состав
Даты занятий
Темы занятий
подчеркнуть/
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
месяц
Фамилия, имя ребенка/
Ф.И.О. взрослого
Направления работы:
1. Развитие интеллектуальной сферы.
2. Развитие волевой сферы.
3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Развитие мотивационной сферы.
Программа занятий
Примечание
Код
обратившегося
Даты занятий
Digitally signed by Анна
Жамилова
DN: C=RU, OU=Детский сад, O="""Детский
сад №19 ""Чебурашка""", CN=Анна
Жамилова, E=bug.19@mail.ru
Reason: I am the author of this document
Date: Tuesday, November 8, 2022 4:49:45 PM